Эта статья написана на основании опыта моих друзей и знакомых, а также моего личного опыта. Надеюсь, она поможет вам выбрать оптимальный автомобиль российского производства из тех, что предлагаются сейчас на рынке новых и подержанных автомобилей отечественного производства. Также рассмотрены автомобили, выпускаемые в СНГ, встречающиеся у нас.
ВАЗ-«классика»: несложная конструкция и огромное число специалистов позволят быстро и недорого его ремонтировать. Зап. части доступны и также не отличаются высокой ценой. Автомобили достаточно надежны, обладают хорошей разгонной динамикой. В среднем расход топлива составляет 8-10 л. на 100 км. Двигатели объемом 1200 и 1300 куб.см расходуют меньше топлива при езде «по трассе», чем двигатели объемом 1500 и 1600 куб.см, но при езде по городу в режиме пробок вторая категория экономичней. Приемистость и максимальная скорость автомобиля с двигателями второй категории естественно выше. На некоторые автомобили устанавливаются 5-ти ступенчатые КПП, что позволяет значительно снизить расход топлива при движении на высоких скоростях (120 км/ч и выше). Начиная с 1994 года качество сборки автомобилей на ВАЗе заметно снизилось — ухудшились антикоррозийные свойства кузова, уменьшился ресурс двигателя и т.д. Это следует учитывать при выборе автомобиля. Наиболее дешевыми являются 2101 и 2103 модели. Далее идут 2105 и 2106. Наиболее дорогими являются 2104 и 2107. Разница в цене между каждой из категорий может составлять от 200$ до 700$. Обычно двигатели проходят от 120 до 200 тыс.км до переборки. Это, понятно, зависит от качества сборки двигателя, условий эксплуатации и обслуживания. Главный недостаток — чрезвычайно неудобный салон, в особенности место водителя. Смещенные педали, низкий руль… Человеку с длинными ногами туда и залезть-то непросто.
ВАЗ-«переднеприводный»: эти автомобили более комфортабельны, устойчивы на дороге, приеместы, быстры и экономичны (можно добиться расхода топлива 6,5 л. на 100 км) чем их предшественники, но все равно далеки от совершенства. Улучшенная технология покраски кузова делает его более долговечным и устойчивым к корозии, чем кузов «классики». Но! Они менее надежны (в части ходовой, электрики и пр.), зап. части для них более дорогие, чем для «классики» (в 1,5-2 раза) и ремонт более трудоемок. «Девятка» ко всему прочему имеет не совсем стабильный кузов (попробуйте загрузить в машину человек пять и наехать на бордюр парой колес, а затем, не съезжая с него, попробовать открыть и закрыть все двери). Еще сильно раздражают постоянно гремящие пластиковые детали салона.
«Нива»: хорошая машина для поездок по пересеченной местности. Цены на зап. части и ремонт сопоставимы с переднеприводными ВАЗами, а надежность — с «классикой». Великолепно ведет себя на зимней дороге. Из-за короткой базы прекрасно преодолевает препятствия. Правда, за все это приходится расплачиваться комфортом. Кроме того, не совсем удачно расположены некоторые узлы (попробуйте, например, поменять стартер).
«УАЗ»: в некоторых случаях показывает лучшую проходимость, чем «Нива», но еще менее комфортен. Кроме того, надежность этого автомобиля оставляет желать лучшего.
«Волга»: в общем конструкция всех «Волг» (от ГАЗ-21 до ГАЗ-3102) одинакова. Отличаются они лишь комфортабельностью и некоторыми, как правило непринципиальными, усовершенствованиями. Автомобиль комфортен (правда впечатления портит высокий шум в салоне, особенно на скоростях выше 100 км/ч), вынослив, хорошо переносит наши дороги. Очень крепкий. Многочисленные мелкие неисправности не помешают добраться до гаража. К сожалению, эти плюсы проявляются лишь при должном за ним уходе: там смазать, здесь подтянуть и т.д. Двигатель — практически вечный, т.к. при полной его переборке заменяются гильзы и двигатель — как новый. К его минусам относятся: низкий КПД (при его объеме около 2,45л он имеет мощность всего около 100 л.с.) и высокий расход топлива (может достигать 16 л на 100 км в городе). Существует возможность дешево и качественно ремонтироваться в таксопарках или своими силами — легко ремонтируемая машина.Из-за низкооборотистого двигателя автомобиль вряд ли устроит любителей динамичной езды. Если говорить кратко — хороший, долго гниющий автомобиль.
«Москвич» (типа 412, 2140 и т.д.): отличается маленьким салоном (меньше ВАЗ-2101). В общем-то автомобиль долговечен, но в процессе эксплуатации придется всегда что-то доделывать, менять, регулировать и т.д. В этом смысле в лучшую сторону отличаются автомобили производства Ижевского завода (ИЖ-412, ИЖ-Комби и т.д.)
«Москвич-2141, Святогор»: качество сборки ужасает. Когда-то мне пригнали новый М-2141-02 (это модель с «родным» движком 1.5л), то почти месяц что-то подтягивал, менял и т.д. Некоторые болты были загнаны просто молотком! Под ковриком я обнаружил целый склад недостающих болтов, гаек и пр. Многие узлы недоработаны, качество зап. частей — низкое. Кузов «расцвел» после первой же зимы. Очень скоро стало не проходить и месяца, чтобы я там что-нибудь не менял. Плюсы: комфортабелен, вместителен и хорошо ведет себя на любой дороге. «Родной» движок слабоват для такой тяжелой машины. Из-за этого проявляется низкая разгонная динамика и скорость (после полной качественной регулировки я смог разогнать его лишь 140 км/ч и то с огромным трудом). При установке двигателей объемом 1,7 и 1,8 эти проблемы пропадают, но я слышал много жалоб, что при этих тяжелых двигателях подвеска «сыпется» еще быстрее. А вообще, проблема не столько в моторе, сколько в неудачно подобранных передаточных числах КПП и главной передачи. Лечится тюнингом: другой распредвал, главная передача от грузовых моделей… Т.е. конструктор для взрослых… Оптимальным, на мой взгляд, является «жигулевский» двигатель объемом 1,6.
«Таврия, Славута»: задумка этого автомобиля неплохая (его первые модели даже побеждали на каких-то международных выставках в 80-ые годы). По оценке специалистов средний пробег этого автомобиля до начала «обсыпания» — 40.000 км. Качество сборки аналогично М-2141. Кроме того, цены на зап. части в России весьма высоки (иномарка все-таки), а ремонт трудоемок (из-за неудобного расположения агрегатов). Кузов по конструкции напоминает простую металлическую коробку, которая слишком легко сминается и деформируется при первом же ударе средней силы.
«Запорожец»: дешев — в приличном состоянии можно купить за 200$. Его минусы, я думаю, известны всем. Хочу лишь добавить, что там стоит чрезвычайно опасная печка, которая работает на бензине (основная причина возгорания этого автомобиля).
Автор: Владимир Смирнов