Покупка б/у машины, - приятное, но достаточно хлопотное событие. Подержанный автомобиль имеет множество недостатков, про которые продавец постарается умолчать. Особенно легко ввести в заблуждение новичка. Поэтому на авторынок лучше отправиться в сопровождении человека, хорошо разбирающегося в данном вопросе. Но и самому лучше заранее изучить «слабые стороны» подержанных авто. Внимательно изучив нашу статью, вы, конечно, не станете профессионалом в оценке машин, но будете иметь представление о важных моментах, на которые стоит обратить внимание при покупке.
Первоначальная проверка
Первый шаг к оценке автомобиля после выбора объявления о его продаже на автобазаре – грамотный разговор по телефону. Если правильно задать продавцу вопросы, можно заранее решить, стоит ли договариваться об осмотре машины или она не стоит внимания. Вот перечень вопросов общего плана, которые стоит задать владельцу авто:
- Первый ли он владелец автомобиля? Если да, то на руках у него должны быть все необходимые документы.
- В каких условиях хранилась машина и была ли в эксплуатации в зимний период? Каждый запуск двигателя при отрицательных температурах приравнивается к нескольким сотням километров пробега в теплое время года. Для состояния кузова определяющими являются условия хранения. Если автомобиль круглый год стоял во дворе под открытым небом, его состояние оставляет желать лучшего. Другое дело, если машина стояла в «ракушке», а еще лучше в стационарном гараже. В этом случае, несмотря на возраст, кузов будет в значительно лучшем состоянии.
- Каков год выпуска машины и в каких условиях она эксплуатировалась? Если автомобиль периодически на дачу или по городу на работу, это одно. Другое дело, если машина использовалась в качестве такси или при частном «извозе». Реальный возраст ТС можно по ряду признаков: маркировке стекол и году их выпуска. Но даже настоящий возраст машины не так важен по сравнению с тем, как и для чего она использовалась.
- Каков пробег автомобиля? Запомни те цифры, которые назовет продавец. При визуальном осмотре сравните их с показаниями одометра. Для продажи его часто «скручивают», поэтому нестыковка показателей при разговоре и на приборе должна вас насторожить. Из предыдущего вопросы вам уже известно, как эксплуатировалась машина. Умножив среднегодовой пробег в 15 – 30 км на возраст ТС, можно получить цифры реального километража. При этом важно, на каких дорогах этот пробег был накручен.
- Спросите, почему владелец решил продать автомобиль? Хороший знак, если причина в рождении ребенка или срочной необходимости денег, и продавец, не задумываясь, сообщит вам об этом. Но вдруг он замешкается с ответом или будет бормотать что-либо невнятное. Это признак того, что у машины есть серьезные неисправности.
- Каково в целом состояние автомобиля? Здесь важный показатель – соответствие среднерыночной цене. Просто так никто не будет занижать или завышать стоимость. Спросите, сколько раз машина серьезно ремонтировалась и каков был характер этих ремонтов. Выясните, какие детали заменялись полностью. Эта информация даст реальное представление о неисправностях и проблемах, которые продавец предпочел скрыть.
- Попадала ли машина в аварии? ДТП, даже не очень серьезное, способно повредить даже те узлы и детали, которые не подвергались ремонту или замене. Самое опасное – повреждение лонжеронов (несущих элементов кузова). От этого страдает прочность всей конструкции, что делает передвижение на автомобиле небезопасным.
Совет! При разговоре обращайте внимание на то каким тоном говорит продавец и как быстро он отвечает на вопросы. Если человек не просто хочет быстро избавиться от «хлама», он открыто расскажет обо всем.
Первое впечатление и стоит ли на него обращать внимание при выборе автомобиля?
Если после разговора с продавцом вы поняли, что машина не «убитая» и в целом стоит тех средств, которые за нее просят, можно приступать к визуальному осмотру. Лучше выбрать авто в своем или ближайших городах, чтобы не ездить слишком далеко для осмотров. Автобазар Автопоиск предлагает массу объявлений со всех регионов Украины, в том числе в популярных городах: автобазар Киев, автобазар Днепр, автобазар Харьков, автобазар Одесса, Ниже перечислены моменты, на которые стоит обратить внимание при осмотре машины.
Осмотрите кузов на предмет ржавчины и гнили
Начните осмотр с порогов, колесных арок и багажника(под ковриком). Это наиболее вероятные места образования чрезмерной ржавчины. Небольшое количество на отдельных участках – явление вполне нормальное для б/у машины. Но если следы ржавчины везде и их размер значительный, от авто лучше отказаться.
Оцените состояние лакокрасочного покрытия. Если перед продажей были замазаны сколы, вмятины, царапины, оттенок будет явно отличаться, поскольку точно попасть в тон первоначальной краски практически невозможно. В целом это неплохой знак. Хуже, если машину перед продажей покрасили полностью, и она сверкает как новая. Это говорит о том, что хозяин хочет скрыть серьезные дефекты. В дополнение к этому на кузове можно увидеть волнистости или вздутия. Они появляются после аварий. Если хозяин отрицает, что машина была в ДТП, стоит задуматься о причине.
Загляните под машину
Проверьте, нет ли под автомобилем лужиц жидкости или не капает ли откуда-нибудь. Возможны утечки тосола, тормозной жидкости, масла, бензина. Небольшое подтекание масла – нормальное явление для б/у машины. Но степень такой «течи» может оценить только специалист. Поэтому при наличии «капели» или больших луж под машиной от немедленной покупки лучше отказаться.
Обратите внимание на колеса
Оцените степень износа протектора – он должен быть равномерным. Колеса должны стоять строго параллельно кузову. Любое их отклонение в купе с состоянием покрышки говорит о том, что не отрегулирован сход-развалю
Загляните под капот
Это следующий шаг в осмотре машины, поскольку о транспортном средстве нельзя судит только по внешнему виду. Внешний вид мотора говорит не только о состоянии машины, но и об отношении к ней владельца. Осмотр подкапотного пространства нужно провести 2 раза – до и после пробной поездки. Двигатель должен быть чистым, без потеков масла и других жидкостей. Но и сверкать как у нового автомобиля не должен. Это означает, что перед продажей его специально тщательно вымыли. А это не очень хороший признак.
Обратите внимание на внутреннюю сторону капота. Если на ней видны следы копоти, особенно если они появились после пробной поездки, значит, есть утечка масла. Оцените состояние передаточных ремней на шкивах. При значительном износе на них видны нити арматуры и побелевшие участки.
Тревожный сигнал – любые самостоятельные переделки, так называемые «усовершенствования». Любые проволочки, намотки изоленты и прочие «лайфхаки» должны насторожить вас. Особенно если их много.
Запустите мотор
Не закрывая капот, поверните ключ в замке зажигания. Мотор не заводите, достаточно, чтобы включились приборы. В это время должны загореться датчики аккумулятора и давления масла. Если лампочки не горят, ситуация неважная. Запустите мотор. Если датчики не погасли, есть повод задать дополнительные вопросы продавцу, поскольку так быть не должно.
Оцените, насколько быстро и правильно завелся мотор. Работать двигатель должен тихо и плавно. Затем нажмите на акселератор. Не раздаются ли в этот момент перепады и стуки, другие неприятные звуки.
После этого отпустите педаль акселератора. Если обороты слишком большие на холостом ходу или не сразу падают, есть проблема с регулировкой. Сделать это несложно, и значит, владелец «заморочился» недостатками посерьезней и упустил этот момент. Но возможно, он в целом относился к машине не слишком бережно. И в том и в другом случае это нехороший знак.
Обратите внимание на цвет выхлопа
Если мотор работает нормально, белый цвет дыма должен пропасть сразу, как только двигатель прогреется. Белый выхлоп из длительно работающего мотора говорит об износе блока цилиндров. Значит, понадобится ее замена, а это не очень дешево.
Черный выхлоп говорит о том, что необходима регулировка двигателя. Самое неприятное явление – голубоватый дым из выхлопной трубы. В этом случае очень скоро машине потребуется очень серьезный и дорогостоящий ремонт.
Проверьте уровень масла и тормозной жидкости
Оптимальный уровень масла в двигателе – залог его правильной и долговременной работы. Владельцы машин, которые забывают его проверять и своевременно доливать, буквально убивают мотор. Работающий без масла двигатель перегревается и очень быстро изнашивается. Поэтому при осмотре проведите контрольный замер. Прогрейте двигатель и после выключения вытащите щуп. Протрите его и поместите на место. Затем снова достаньте и посмотрите, какая часть покрылась маслом по соответствующей метке.
Кроме уровня, нужно оценить качество масла. Темный цвет нормальный. А вот загустение и появление на щупе пленки или комков – нехороший признак. Это означает, что владелец на заморачивался заменой масла и мотор от этого сильно износился.
Также открутите колпачок емкости для тормозной жидкости. Ее уровень тоже должен быть оптимальным.
Проверьте амортизаторы и световые приборы
Оценить качество работы амортизаторов можно, резко качнув угол автомобиля. Если колебаний больше одного, деталь требует замены.
Включите фары, поворотники, проверьте работу стоп-сигналов. Посмотрите на качество освещения в салоне.
Проверьте люфт
Максимально допустимый люфт руля – 5 см в каждую сторону. Троньтесь на первой передаче. Оцените, как далеко нужно отпускать педаль от выжатого полностью состояния. Схватывание в самом конце говорит о необходимости скорого ремонта сцепления.
Педаль тормоза в полностью нажатом состоянии не должна касаться пола. При задержке на 1 – 2 минуты натяжение не должно ослабевать. Если это происходит, в тормозной системе есть утечка.
Тест драйв при покупке авто
При проведении тест-драйва будьте максимально осторожны, аккуратны и внимательны. Машину сначала нужно изучить.
Тормоза
Проверка тормозов – это первое, что вы должны сделать при пробной поездке. Машину не должно бросать в стороны при внезапном торможении. При нажатии педалей не должно быть посторонних звуков.
Если автомобиль слегка повело в сторону, скорее всего, не выполнен сход-развал. Это не так уж страшно. Но когда торможение идет рывками, необходима замена колодок.
Подвеска
Для ее оценки покатайтесь по неровной дороге, там, где много кочек и ям. Нехороший признак – сильные толчки, дрожание руля на скорости или повороте. Это говорит о том, что колеса разбалансированы или не отцентрованы.
Коробка передач и сцепление
Переключение скоростей должно происходить плавно, беззвучно, без срывов и выскакиваний. Коробка передач с выжатым и отпущенным сцеплением должна шуметь абсолютно идентично. Если слышна разница, неизбежен скорый ремонт, а самых запущенных случаях замена.
На что еще можно обратить внимание при выборе и покупке машины с пробегом
Осматривайте легковые машины исключительно при дневном свете. Только в этих условиях можно разглядеть дефекты покрытия и следы частичной покраски. Искусственное освещение в условиях гаража плюс дополнительная полировка и покрытие воском позволит скрыть не только мелкие царапины, но и значительные дефекты.
Строка в объявлении «Торг уместен» позволяет покупателю назвать первоначальную цену на 30 – 40% ниже заявленной изначально. Так вы сделаете для себя запас и пространство для максимально возможной скидки. Торгуйтесь, указывая на недостатки, даже если продавец не заявил о возможном снижении цены изначально. Но в этом случае попробуйте начать со снижения стоимости на 15 – 20%.
Проконсультируйтесь заранее с автомеханиками и узнайте, во что обойдется ремонт различных узлов или замена наиболее уязвимых и часто ломающихся деталей. Так во время торга у вас будут конкретные аргументы для продавца в пользу снижения первоначальной цены за автомобиль.
Часто задаваемые вопросы
На что стоит обратить внимание при осмотре б/у авто
При осмотре нужно обратить снимание на состояние кузова на предмет коррозии, гнили и замазывания дефектов. Затем нужно заглянуть под машину и осмотреть колеса, а также проверить возможные утечки жидкостей. Загляните под капот. Проверьте цвет выхлопа после запуска мотора, уровень масла и тормозной жидкости. Оцените работу амортизаторов, световых приборов и величину люфта руля.
На что стоит обратить внимание при тест драйве б/у авто
Проверьте работу тормозов и подвески. Информацию о более детальном осмотре вы найдете в нашей статье.